?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у sergguard в Новая книга: Эффект Патерсена. Жизнь крепостного художника Филофея Сорокина в дневниках и документах
Наконец-то увидело свет наше новое издание, над которым несколько десятков лет работало множество людей, в т.ч. именитые художники, искусствоведы, а также люди, интересующиеся русской историей и культурой: Аида Александровна Матвеева (1935-1981), Валерий Георгиевич Траугот (1936-2009), Лариса Аркадьевна Жукова, Нина Ивановна Сергеева, Татьяна Константиновна Скворцова (1947-2012), Сергей Васильевич Сергеев, Александр Николаевич Аземша, Елена Александровна Матвеева и другие.

Первое издание было осуществлено в 2005 году издательством «Царское Село» тиражом 3 (три) экземпляра "для своих". Первая публикация о Филофее Сорокине и дневниках А.П. Дитриха "для широкой публики" вышла в журнале "Наше наследие" в № 79-80 в 2006 году: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7927.php , а позднее эту статью прочитал Александр Архангельский и снял небольшой сюжет для телеканала "Культура", потом сделал пост в блоге (http://arkhangelsky.livejournal.com/3164.html), получивший небольшое, но интересное обсуждение. Среди участников дискуссии нашёлся местный краевед (http://ivankod.livejournal.com/), который не поленился и съездил на место событий и сделал небольшое, но интересное открытие: "В соседней деревне лежат две плиты из чистого известняка. Происхождение их точно усадебное. Это про них писал Дитрих со слов Яропольцева, что часть плиток местные утащили «порог подпирать»".

К сожалению, несмотря на освещение информации авторитетным журналом "Наше наследие", а затем и телеканалом "Культура", так и не был достигнут необходимый результат: желающих издать уникальные материалы так и не было найдено.
Наше знакомство с книгой "Эффект Патерсена" произошло в 2009 году, когда мы подружились с Александром Николаевичем Аземшей. Три года мы вынашивали планы издания, посвящённого живописцу Филофею Сорокину и его первооткрывателю Анатолию Павловичу Дитриху.
В 2013 году книга была напечатана тиражом 350 экземпляров под новой библиофильской маркой «Зелёная лампа» работы Александра Георгиевича Траугота.


Настоящее издание – не монография о талантливом крепостном художнике и не воспоминания деятеля искусства начала XX века, перед Вами — «дневник в дневнике». В основу книги легли записи внештатного сотрудника журнала «Старые годы» (1907-1916 гг.) Анатолия Павловича Дитриха, откомандированного летом 1914 года в Солигаличский уезд Костромской губернии с редакционным заданием: собрать материалы о старой дворянской усадьбе князей Шелешпанских, в то время ещё существовавшей. С момента выхода в 1910 году тематического номера — «Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта» контора издательства была буквально завалена откликами заинтересованных читателей.
Дитрих Анатолий Павлович
Молодому фотографу «Старых годов» повезло больше других: «на месте» он обнаружил произведения неизвестного крепостного живописца. Заинтересовавшись его личностью, он собрал материалы о жизни и творчестве. Однако статья А. П. Дитриха о Филофее Сорокине, дополненная многочисленными фотографиями работ художника, так и не успела выйти: «ежемесячник для любителей искусства и старины» перестал существовать в 1916 году, а сам Дитрих умер в период гражданской войны. Материалы попали к математику и физику Павлу Степановичу Радецкому. Его репрессировали в 1930-е годы, однако потёртая картонная папка с надписью «А. П. Дитрих. 1914 год» уцелела и благополучно пережила трудные времена, оказавшись в руках родной внучки Радецкого — Е. А. Матвеевой. Возникла мысль о книге с необычной структурой, где заметки Дитриха, его точные замечания и анализ событий постоянно перемешиваются с переписанными им отрывками из дневника управляющего имением Карла Ивановича Майера и комментариями редакторов.




Портрет Карла Ивановича Майера
Борзятник Иван Рябов с собакой Вьюгой
Вид парка в Вотчине Его Сиятельства. Пейзаж с львиным мостиком
Фавн и вакханка. Роспись из Античной гостиной


Остаётся лишь повторить за основателем и главным редактором журнала «Старые годы» В. Верещагиным: «Быть может, те дорогие воспоминания давно минувших времён возродят к жизни всё, что до сих пор у нас было так бледно и мертво: знания, опыт, вкус и любовное, проникновенное отношение к седой старине…»

Выходные данные:
ЭФФЕКТ ПАТЕРСЕНА. Дневник Анатолия Павловича Дитриха (лето 1914 года). Жизнь крепостного художника Филофея Сорокина
Редактор Н. Г. Фефелова. Корректоры Н. Б. Старостина, И. С. Насонова, Ю. В. Карпова. Художественный редактор В. Г. Траугот
Формат 212х185 мм. Бумага мелованная. Напечатано тиражом 350 нумерованных экземпляров.
© М., «Зелёная лампа», 2013. По вопросам покупки и распространения книги, пожалуйста, обращайтесь по тел.: +7 495 645-5888. При создании рисунка картонажного футляра использован образец из книги Михаила Тарханова "ФорЗацы" (М., издание ВХУТЕИНа, 1929. Тираж 100 экз.).

Официальная страничка издания находится здесь: publish.collectors.ru

С уважением, Сергей Насонов
Издательство "Среди коллекционеров"